Липина Олеся Александровна,

Московский государственный психолого-педагогический университет,

магистр факультета «Психология образования»



В данной статье рассматривается влияние индивидуально-психологических особенностей личности на процесс изучения английского языка на трёх уровнях: физиологическом, уровне оценки результатов и уровне протекания психических процессов. Отмечается роль тревожности в контексте преодоления психологических и языковых барьеров. Особое внимание уделяется мотивации как одному из важнейших факторов для усвоения нового материала на уроках английского, а также даётся описание типов темперамента и доминирования полушарий головного мозга как дополнительных параметров, имеющих определённое влияние на учебный процесс.


Говоря про успешное осваивание программ английского языка, нужно отметить то, что судить о результативности можно только опосредованно, т.е. проводить различные виды как промежуточных, так и финальных тестирований, замеряя и анализируя прогресс в языковых компетенциях в области говорения, аудирования, орфографии и чтения за определённый промежуток времени. На успешность обучения могут оказывать влияние целый ряд факторов, таких как сама атмосфера обучения, личность учителя, методические подходы, общепсихологические факторы и индивидуально-психологические особенности, на которых остановимся подробнее.
На успешность обучения могут оказывать влияние целый ряд факторов, таких как сама атмосфера обучения, личность учителя, методические подходы, общепсихологические факторы и индивидуально-психологические особенности
Индивидуальность основана на различиях в волевой, интеллектуальной, мотивационной сферах, в свойствах нервной системы, темперамента и т.д. В контексте изучения иностранного языка индивидуально-психологические особенности могут рассматриваться, анализироваться и изучаться на трёх разных уровнях.



Физиологический уровень отвечает за анализ различий между людьми по типу и особенностям нервной системы. Типологические свойства нервных процессов определяют динамику протекания умственной деятельности: скорость актуализации знаний, силу сосредоточения внимания, устойчивость его по отношению к внешним раздражителям, умственную работоспособность и т.д.



Если говорить про уровень оценки результатов при изучении языка, то здесь рассматриваются способности человека переводить тексты, быстро трансформировать предложения, использовать разнообразную лексику, общаться на предложенные преподавателем темы, соответствующие программе. Исследования на данном уровне являются самыми распространёнными и доступными.



Третий уровень, на котором изучаются особенности протекания психических процессов, является, по мнению В.И. Зимней, самым интересным и перспективным для науки [1, 56]. В своих работах она говорила о ядре способностей как об определенном наборе психических процессов, регулирующих усвоенные операции, а не как об автоматизированном процессе. В своих трудах она отмечала характеристики коммуникативного развития ученика как важнейшие факторы для возможностей овладения иностранным языком. К этим характеристикам относится развитие восприятия речи на слух, чтение, специфика взаимодействия всех видов речевой деятельности, развитие речевых механизмов, языковых средств речевой деятельности, способов формирования и формулирования мысли и их осознанной дифференциации для разных условий общения.



Эти характеристики будут отличаться для каждого возрастного периода и, следовательно, учет особенностей коммуникативного развития должен лечь в основу градуированного, цикличного, целенаправленного обучения иностранному языку, которое соотносится с типами ведущей деятельности при одновременном учете индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Как отмечает Т.М. Шепеленко, в педагогической психологии важную роль в процессе усвоения нового материала играет мотивация, как важнейший фактор, влияющий на эффективное изучение языка [4, 120].
"...в педагогической психологии важную роль в процессе усвоения нового материала играет мотивация, как важнейший фактор, влияющий на эффективное изучение языка".
Т.М.Шепеленко
Взрослые люди, записывающиеся на курсы, как правило, чётко осознают за чем они идут, чего хотят достичь и в какие сроки. К образовательному процессу подходят осознанно, т.к. решение обучаться принимают самостоятельно. Поэтому их мотивы и интересы – важнейшие из факторов, способствующих успеху обучения. Для более эффективной работы на занятиях по английскому языку и корректировки учебной программы методистам и преподавателям важно выявлять высокомотивированных и низкомотивированных слушателей. Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя подразумевает изучение английского языка исключительно по вынуждающим обстоятельствам: приходится учить язык, т.к. нужно срочно поехать в командировку за границу, сказать пару фраз официанту или секретарю на ресепшене, выполнить требование начальника, чтобы перейти на другой уровень на работе благодаря знанию языка и т.д. А вот внутренняя мотивация имеет место быть, когда человек учит английский потому, что это его захватывает целиком, это невероятно увлекательный и интересный процесс, от которого можно получить максимум положительных эмоций.



Кроме того, мотивация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная мотивация проявляется у тех взрослых, которые при изучении языка стремятся к самосовершенствованию, к развитию своих способностей и повышению своего статуса в обществе. Отрицательная же мотивация наблюдается у тех, кто не может в ультимативной форме перейти на новый уровень, получить новую перспективную должность и получить, например, прибавку к зарплате.
В качестве важнейших факторов, влияющих на эффективное овладение иностранными языками Т.М. Шепеленко выделяет также отношение к изучаемому языку, тревожность и уверенность в себе [4, 121].



Вопросами уровня тревожности и мотивации в контексте преодоления психологических и языковых барьеров занимались Л.А. Козубовская и Е.Л. Сентебова [2, 196]. Они выделяют три основных аспекта, негативно влияющих на приобретение языковых компетенций: боязнь публичных выступлений, боязнь быть непонятыми вообще или понятыми неправильно и боязнь оценки учителем.
Три основных аспекта, негативно влияющих на приобретение языковых компетенций: боязнь публичных выступлений, боязнь быть непонятыми вообще или понятыми неправильно и боязнь оценки учителем
Первый аспект может больше всего проявляться на групповых занятиях и особенно в начале обучения, когда человек может чувствовать себя некомфортно в окружении других незнакомых учеников.



Второй аспект проявляется тоже на начальных этапах, когда у человека пока еще не сформировались устойчивые автоматизмы, которые помогли бы быстро и эффективно выразить свои мысли на английском языке и третий аспект может проявляться у неуверенных в себе людей.



Помимо этих аспектов Л.А. Козубовская и Е.Л. Сентебова также отмечали и роль темперамента в изучении английского языка [2, 197]. Холерики работоспособны, активны, быстро подхватывают и развивают новые темы, стремятся к лидерству на групповых занятиях, однако могут быстро разочароваться и потерять интерес в тех заданиях, которые у них не получаются. Сангвиники инициативны, общительны, но не переносят напряженную умственную работу и тоже могут быстро потерять интерес к выполняемой работе. Флегматики любят все тщательно планировать и систематизировать изучаемый материал, чувствуют себя максимально комфортно при выполнении однообразных заданий и настороженно принимают новые инициативы преподавателя или одногруппников. Меланхолики не любят длительных нагрузок и стрессовых ситуаций. Они обладают повышенной тревожностью и могут испытывать стресс во время публичных выступлений.



Особенности мышления тесно связаны с доминированием полушарий головного мозга. Если у человека доминирует левое полушарие, где расположены речевые центры (мыслительный тип), то такие ученики любят много писать, планировать. Они обычно рациональны и рассудительны, отлично усваивают объяснения с построением схем различных типов предложений, любят писать словарные диктанты и сочинения.
Ученики с доминирующим левым полушарием обычно рациональны и рассудительны, отлично усваивают объяснения с построением схем различных типов предложений, любят писать словарные диктанты и сочинения.
У учеников с доминированием правого полушария (художественный тип) имеется склонность к пространственно-образному, интуитивному мышлению. Они любят принимать участие в групповых обсуждениях, активно поддерживают предложенные темы на уроках и являются инициаторами разных видов речевой активности на уроках. Что касается людей с равнополушарным типом, то в их случае как правое, так и левое полушарие в равной степени участвует в выборе стратегии мышления и такие ученики могут быстро адаптироваться к любым видам упражнений.
Ученики с доминированием правого полушария любят принимать участие в групповых обсуждениях, активно поддерживают предложенные темы на уроках и являются инициаторами разных видов речевой активности на уроках.
И здесь в качестве примера можно привести электроэнцефалографическое исследование, проведённое Л.А. Хохловой и Л.Е. Дерягиной. Оно показало, что наибольшее количество учеников с доминированием правого полушария имели самые низкие показатели успешности в изучении иностранных языков [3, 126]. Таким образом, организовать максимально эффективное, дифференцированное обучение без учёта индивидуально-психологических особенностей невозможно.
Организовать максимально эффективное, дифференцированное обучение без учёта индивидуально-психологических особенностей невозможно
Необходимо уделять особое внимание построению программ английского языка, основываясь не только на возрастных особенностях и уровне знания языка, но и на дополнительном психологическом тестировании, фиксирующим индивидуально-психологические особенности личности с последующей интеграцией результатов в процесс обучения.



Литература:
1. Зимняя В.И. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал / ЗАО "Релод", 2013. – №4. – 55-64 с.
2. Козубовская Л.А., Сентебова Е.Л. Обучение английскому языку взрослых. Преодоление психологических и языковых барьеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №7. – 195-198 с.
3. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность в овладении иностранными языками // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2010. №1. – 124-130 с.
Шепеленко Т.М. Психологические аспекты изучения иностранных языков // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. №1. – 117-125 с.
Автор статьи: Олеся Липина
Преподаватель английского языка и практикующий интегративный психолог
Хочу задать дополнительные вопросы или записаться на консультацию
Made on
Tilda