Индивидуальность основана на различиях в волевой, интеллектуальной, мотивационной сферах, в свойствах нервной системы, темперамента и т.д. В контексте изучения иностранного языка индивидуально-психологические особенности могут рассматриваться, анализироваться и изучаться на трёх разных уровнях.
Физиологический уровень отвечает за анализ различий между людьми по типу и особенностям нервной системы. Типологические свойства нервных процессов определяют динамику протекания умственной деятельности: скорость актуализации знаний, силу сосредоточения внимания, устойчивость его по отношению к внешним раздражителям, умственную работоспособность и т.д.
Если говорить про уровень оценки результатов при изучении языка, то здесь рассматриваются способности человека переводить тексты, быстро трансформировать предложения, использовать разнообразную лексику, общаться на предложенные преподавателем темы, соответствующие программе. Исследования на данном уровне являются самыми распространёнными и доступными.
Третий уровень, на котором изучаются особенности протекания психических процессов, является, по мнению В.И. Зимней, самым интересным и перспективным для науки [1, 56]. В своих работах она говорила о ядре способностей как об определенном наборе психических процессов, регулирующих усвоенные операции, а не как об автоматизированном процессе. В своих трудах она отмечала характеристики коммуникативного развития ученика как важнейшие факторы для возможностей овладения иностранным языком. К этим характеристикам относится развитие восприятия речи на слух, чтение, специфика взаимодействия всех видов речевой деятельности, развитие речевых механизмов, языковых средств речевой деятельности, способов формирования и формулирования мысли и их осознанной дифференциации для разных условий общения.
Эти характеристики будут отличаться для каждого возрастного периода и, следовательно, учет особенностей коммуникативного развития должен лечь в основу градуированного, цикличного, целенаправленного обучения иностранному языку, которое соотносится с типами ведущей деятельности при одновременном учете индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Как отмечает Т.М. Шепеленко, в педагогической психологии важную роль в процессе усвоения нового материала играет мотивация, как важнейший фактор, влияющий на эффективное изучение языка [4, 120].