12 июня 2023 года
Монино

Центральный музей ввс

✈️ побывать на борту Ил-76М, Ту-114, и Як-42 ✈️

Давно хотелось попасть в такое любопытное место, как центральный музей ВВС в Монино. Мне вообще разная техника интересна, а в особенности принципы управления. Что касается авиации, я стараюсь регулярно посещать МАКС (первый раз была там…в 2005??) и даже целый один раз «полетала» на авиасимуляторе. МАКС в этом году вроде как отменили (или перенесли?), поэтому я решила съездить в этот музей, так как просматривала репортажи оттуда и загорелась идеей увидеть своими глазами советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, ударно-разведывательный самолет Су-100 (Т-4), Ту-95МС, «Илью Муромца», а также побывать на борту знаменитых Ту-114, Ил-76М и Як-42 (он еще даже на ВДНХ есть). Исходя из информации, найденной в интернете, попасть в них можно только на дни открытых дверей 9 мая, 12 июня и день ВВС. А у меня как раз впереди была ближайшая дата 12 июня, поэтому я решила: «Почему бы нет?»



По данным с официального сайта, музей насчитывает 194 летательных аппарата, включая необычного «Илью Муромца», АНТ-25, М-50, Су-100 и многие другие. Я думаю, что каждый точно найдет для себя что-то интересное. У меня есть отдельный лонгрид с субъективной подборкой самых интересных и необычных из них: вот здесь.



Итак, вход 12 июня на День России бесплатный, народу много) Под музыку военного оркестра пересекаю почти бОльшую часть территории музей и приближаюсь к небольшой очереди, выстроившейся к Ту-114. Их осталось всего 3 в мире и один из них как раз находится в этом музее. Я вообще большая поклонница пассажирских ТУшек, производившихся в 50х-60х годах. Обожаю Ту-104, Ту-114 и Ту-144. Какие же они невероятно элегантные и величественные! Насколько они отличаются от безликих боингов, эйрбасов, суперджетов и прочего! Не знаю, тот старый дизайн лично для меня самый привлекательный. Форма фюзеляжа и высокая передняя стойка шасси – это так красиво, что слов нет. А шрифт официальной эмблемы Ту меня просто гипнотизирует почему-то)



Очередь к Ту-114 была не очень большая, в общей сложности пришлось постоять минут 20. Запускают примерно по 20-25 человек, а находиться внутри можно не дольше 15 минут. Да, понимаю, что всем надо, но как же мало времени, чтобы хотя бы частично проникнуться «авиационным духом» 50х-60х годов!



Пара слов об этом самолете в Монино (бортовой номер СССР-Л5611): именно он является первым летным экземпляром Ту-114 (совершил первый полет 15 сентября 1957 года) и, кроме того, это тот самый борт, на котором правительственная делегация во главе с Н.С. Хрущевым летала в США 15 сентября 1959 года.

Итак, поднимаемся по трапу.
Наконец-то наша очередь))
Самолет высокий! Исходя из официальных данных, высота до передней двери составляет 5 метров 70 сантиметров! С трапа хорошо видны две очереди к Ту-114 и к Ил-76М.

Только посмотрите на эти фотографии)) Для Ту-114 нужны были специальные, более высокие и длинные трапы. В тех аэропортах, где подобных трапов не имелось, подставляли...лесенку! :-D Вообще страшно представить что было бы, если навернуться с такой высоты...о_О

фото из открытых источников

Чем же знаменит Ту-114? Он создавался на базе бомбардировщика Ту-95 (его более современная версия до сих пор стоит на вооружении нашей армии) и на нем было установлено 32 мировых рекорда дальности, скорости и высоты полета. Ту-114 получил звания самого большого и быстрого турбовинтового лайнера, а также единственного в мире турбовинтового пассажирского лайнера со стреловидным крылом и самыми мощными турбовинтовыми двигателями.



По моим субъективным ощущениям, побывать в этом самолете – все равно что на другой планете. Настолько он отличается от современных! Первое, что я почувствовала – это пространство. Да, его много! Светло и просторно. Широкий проход между рядами и обалденно мягкие сидения. То есть я села и поняла, что вообще вставать не хочу)) Настолько удобно, что ощущаешь себя будто "дома на диване". Просто небо и земля по сравнению с современными жесткими креслами. Проходы из салона в салон максимально комфортные. Вспоминаю пафосный боинг 787 дримлайнер, в котором мои ощущения были сродни кильке в банке.



На фото "передний салон на 41 место". Даже детская люлька есть.


Далее на фото – «средний салон-ресторан на 48 пассажиров»

Посмотрите, какие приятные глазу цвета! Нет привычных «оверхед локеров» (объемных багажных полок), а иллюминаторы довольно внушительного диаметра. За счет этого создается ощущение большого пространства. Самолет находится в процессе реставрации (ура!) и по нему проводится микро-экскурсия волонтерами Подмосковья.

Самые классные сидения именно здесь. Но этот салон был самым шумным во время полета из-за близости соосных винтов.
(Люди в кадре, извините, но вы теперь часть истории :-))

А вот фото Туполева в этом же салоне.

фотография из открытых источников
Дальше можно посмотреть мое видео, где я сняла "передний" и "средний" салон.
Дальше проходим буфет (сразу за ним справа находится трехместное купе!)
Посмотрим чуть ближе
А потом 4 спальных купе! Невероятно! Очень даже уютненько) Правда я не знаю, насколько хорошо спалось под мощный низкочастотный шум двигателей НК-12МВ. Фотографии можно увеличить.
купе ТУ-114
купе ТУ-114
Не могла не протестировать) Спальных мест здесь три (третье откидное наверху). На багажной сетке волонтеры положили книгу про Хрущёва)))
Последний «задний салон на 54 пассажира». Сидения тоже очень удобные и мягкие.

Туалетные комнаты – тоже повергли в шок) Во-первых, они разделены на мужскую и женскую. Во-вторых, обратите внимание сколько там места по сравнению с современными самолетами! Танцевать можно)) Есть полноценный «предбанник» с довольно большим зеркалом (в котором я не могла не отразиться) и двумя большими раковинами. Можно нормально открыть горячую и холодную воду. Никакой идиотской системы «нажал, еще раз нажал и еще раз нажал».

Женская туалетная комната (и дикий шум на фото - было темно)

А о женщинах вообще особенно позаботились – посмотрите, какую идеальную систему зеркал установили (на фото слева). Это невероятно. Можно осмотреть прическу со всех сторон. Эхх, как этого не хватает(( А еще там есть большие иллюминаторы на потолке!

Мужская туалетная комната на фото справа. Таких зеркал уже нет) Все фото можно увеличить.

туалетная комната ТУ-114
туалетная комната ТУ-114
А вот моя вторая чать видео, где я сняла задний салон и туалетные комнаты.

Этот самолет проектировался как двухпалубный, но на нижнюю палубу посетителей пока не пускают, так как она в процессе реставрации. Там находится кухня, комната отдыха экипажа и багажное отделение. На самолете, кстати, был свой повар! Ну, по крайней мере до первой половины 60х годов, как пишут))

В святая святых – кабину пилотов тоже пока попасть невозможно((( А это, естественно, самое интересное место на самолете для меня.



Ниже на фото слева - кнопка вызова бортпроводницы. Вот мне кажется, что на этикетке бутылки отчетливо видно мужское лицо! Прям нос, рот и одна бровь точно) Или это две птицы?)) Фотографии можно увеличить.

вызов бортпроводницы ТУ-114

Тем временем я вышла из Ту-114 под большим впечатлением и направилась во вторую очередь - к Ил-76М. Вот там я уже стояла минут 40! У меня даже лицо успело обгореть на солнце)) Запускали тоже человек по 25, но не выходили они очень долго! У женщины за моей спиной сдали нервы, и она в сердцах воскликнула: "Что там можно делать столько времени??". Вот действительно, что?)) Я знала как выглядит Ил изнутри - там, по сути, один большой отсек и всё. Потом уже мы поняли почему ☺

Ил-76 - это основной тяжелый военно-транспортный самолет для перевозки крупногабаритных грузов и личного состава министерства обороны РФ. Кроме того, он используется для тушения/локализации пожаров, как аэромобильный госпиталь, как самолет-заправщик, самолет дальнего радиолокационного обнаружения, как воздушный командный пункт и место для тренировки космонавтов. Этот самолет невероятно универсален! Для приземления ему не обязательна ВПП - он может садиться на грунт.



Самолет разрабатывался в конце 60х годов, серийное производство началось в первой половине 70х и его продолжают производить до сих пор! Но только более современные версии, конечно.

ИЛ-76М
Когда мы зашли, всех попросили расположиться на местах десанта, после чего вкратце рассказали про этот самолет. На фотографии ниже вид в сторону кабины.
Короче, пока все расселись, пока послушали, пока побродили) Все это занимает довольно много времени. Ниже видео когда мы только зашли и приготовились внимать информацию ☺

Разные важные инструкции по правильному размещению и креплений грузов. Любое смещение грузов в полете может привести к катастрофе.

Возле рабочего места бортоператора по транспортному оборудованию
Тоже его рабочее место
А вот и кабина экипажа! Кабина в Ил-76 двухэтажная и это, как раз, второй этаж, где располагаются пилоты. Место штурмана на первом этаже.
Сколько же тут всего!

Ниже можно посмотреть мое видео из кабины Ил-76М. Это первый этаж - место штурмана.
А это уже второй этаж - места пилотов, радиста, инженера и т.д.

А вот и грузовой люк. Там 3 створки: верхняя, которая открывается наверх и две боковые лепесткового типа. Они открываются наружу. А вы знаете, что это за лесенка, ведущая наверх? Она ведет в герметичную кабину стрелка! Да, у него там своя небольшая кабинка, но туда нас уже не пустили)

грузовой люк ИЛ-76М

На день открытых дверей внутрь самолетов пускают только до 16:00! Не знаю почему, но вот так вот. Так что к Як-42 я уже бежала бегом. На часах было 15:40 и я подумала, что как раз времени хватит. Тем более, что этот самолет был недалеко и там стояла совсем маленькая очередь. Подхожу, а дядечка смотритель говорит: "Всё, больше не пускаем". Я разочарованно говорю: "Как же так?? Ещё же 20 минут до закрытия". А он обосновал тем, что пока группа зайдет, пока посидит в самолете, пока выйдет...Какая-то женщина, стоящая последней в очереди, обернулась и говорит: "Да ладно вам, пропустите ее тоже". Дядечка расплылся в улыбке и ответил: "Ну лааадно" :-D Спасибо им большое! После меня тоже подошли люди, но их уже развернули обратно. Мне вообще очень повезло - мало того, что разрешили присоединиться к группе, так я еще и ждала всего 2 минуты с остальными. Нас практически сразу запустили в самолет)

Як-42 разрабатывался в первой половине 70х годов как замена устаревающим Ту-134 и Ил-18. Из интересных фактов можно упомянуть то, что у этого самолета нет реверса тяги! У него довольно низкая скорость посадки (около 200 км/ч), и поэтому аэродинамических средств тормозов шасси вполне достаточно для остановки. Реверс сделали только на нескольких прототипах. Тот, что в этом музее - как раз с реверсом и он прилетел в музей сам в далеком 1981 году) Ну, точнее с пилотом :-D

У самолета, кстати, имеется свой собственный бортовой трап. Наземный не нужен вообще!


Такое ощущение, что мы все сейчас куда-то полетим :-D Смотрите, какое довольное лицо))) Товарищ в очочках как будто минимум на Мальдивы собрался))) Неее, чувак, если только в Нижний Тагил)
Ниже мое видео из салона

Вот так выглядит кабина пилотов Як-42. Она не просто маленькая - она крошечная! Я буквально протискивалась на место первого пилота. Между прочим, на экспортных Як-42 впервые за всю практику советского самолетостроения как раз и реализовали двухместную кабину пассажирского самолета. Да, раньше же обязательно должен был быть штурман и бортинженер. А тут, при разработке Як-42 настолько качественно поработали над компоновкой приборных панелей, что с ними прекрасно могли управиться два пилота.



Еще в 2019 году кабина вся была раздолбана - все приборы выдраны "с мясом". И вот как здорово волонтеры смогли привести ее в приличный вид! Очень приятно смотреть. Красота!



Обратите внимание на вентиляторы) Лопасти резиновые, чтобы случайно не пораниться. И да, все надписи по-русски. Насколько же непривычно все это выглядит после боингов и эйрбасов.

кабина ЯК-42

Далее на фото слева можно увидеть пьедестал, а на фото справа - потолочную панель. Фотографии можно увеличить.
кабина ЯК-42
кабина ЯК-42
А вот еще сфоткала Як-42, который стоит на ВДНХ (внутри действует авиатренажер для всех желающих)

✈️ Ну что, я очень довольна, что побывала в таких, можно сказать, раритетах) Особенно, конечно, впечатлил Ту-114. Наш, советский самолет из наших же комплектующих. Целая ушедшая эпоха! Но у меня гештальт не совсем завершен, так как я очень и очень хочу побывать на нереальном Ту-144! Его тоже восстанавливают, но попасть внутрь, насколько я поняла, можно только РАЗ в год на день ВВС. И то не факт. Что ж, подождем) ✈️

Olesia-Eng-Psy
Made on
Tilda