Давно хотелось попасть в такое любопытное место, как центральный музей ВВС в Монино. Мне вообще разная техника интересна, а в особенности принципы управления. Что касается авиации, я стараюсь регулярно посещать МАКС (первый раз была там…в 2005??) и даже целый один раз «полетала» на авиасимуляторе. МАКС в этом году вроде как отменили (или перенесли?), поэтому я решила съездить в этот музей, так как просматривала репортажи оттуда и загорелась идеей увидеть своими глазами советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, ударно-разведывательный самолет Су-100 (Т-4), Ту-95МС, «Илью Муромца», а также побывать на борту знаменитых Ту-114, Ил-76М и Як-42 (он еще даже на ВДНХ есть). Исходя из информации, найденной в интернете, попасть в них можно только на дни открытых дверей 9 мая, 12 июня и день ВВС. А у меня как раз впереди была ближайшая дата 12 июня, поэтому я решила: «Почему бы нет?»
По данным с официального сайта, музей насчитывает 194 летательных аппарата, включая необычного «Илью Муромца», АНТ-25, М-50, Су-100 и многие другие. Я думаю, что каждый точно найдет для себя что-то интересное. У меня есть отдельный лонгрид с субъективной подборкой самых интересных и необычных из них: вот здесь.
Итак, вход 12 июня на День России бесплатный, народу много) Под музыку военного оркестра пересекаю почти бОльшую часть территории музей и приближаюсь к небольшой очереди, выстроившейся к Ту-114. Их осталось всего 3 в мире и один из них как раз находится в этом музее. Я вообще большая поклонница пассажирских ТУшек, производившихся в 50х-60х годах. Обожаю Ту-104, Ту-114 и Ту-144. Какие же они невероятно элегантные и величественные! Насколько они отличаются от безликих боингов, эйрбасов, суперджетов и прочего! Не знаю, тот старый дизайн лично для меня самый привлекательный. Форма фюзеляжа и высокая передняя стойка шасси – это так красиво, что слов нет. А шрифт официальной эмблемы Ту меня просто гипнотизирует почему-то)
Очередь к Ту-114 была не очень большая, в общей сложности пришлось постоять минут 20. Запускают примерно по 20-25 человек, а находиться внутри можно не дольше 15 минут. Да, понимаю, что всем надо, но как же мало времени, чтобы хотя бы частично проникнуться «авиационным духом» 50х-60х годов!
Пара слов об этом самолете в Монино (бортовой номер СССР-Л5611): именно он является первым летным экземпляром Ту-114 (совершил первый полет 15 сентября 1957 года) и, кроме того, это тот самый борт, на котором правительственная делегация во главе с Н.С. Хрущевым летала в США 15 сентября 1959 года.
Только посмотрите на эти фотографии)) Для Ту-114 нужны были специальные, более высокие и длинные трапы. В тех аэропортах, где подобных трапов не имелось, подставляли...лесенку! :-D Вообще страшно представить что было бы, если навернуться с такой высоты...о_О
Чем же знаменит Ту-114? Он создавался на базе бомбардировщика Ту-95 (его более современная версия до сих пор стоит на вооружении нашей армии) и на нем было установлено 32 мировых рекорда дальности, скорости и высоты полета. Ту-114 получил звания самого большого и быстрого турбовинтового лайнера, а также единственного в мире турбовинтового пассажирского лайнера со стреловидным крылом и самыми мощными турбовинтовыми двигателями.
По моим субъективным ощущениям, побывать в этом самолете – все равно что на другой планете. Настолько он отличается от современных! Первое, что я почувствовала – это пространство. Да, его много! Светло и просторно. Широкий проход между рядами и обалденно мягкие сидения. То есть я села и поняла, что вообще вставать не хочу)) Настолько удобно, что ощущаешь себя будто "дома на диване". Просто небо и земля по сравнению с современными жесткими креслами. Проходы из салона в салон максимально комфортные. Вспоминаю пафосный боинг 787 дримлайнер, в котором мои ощущения были сродни кильке в банке.
На фото "передний салон на 41 место". Даже детская люлька есть.
Далее на фото – «средний салон-ресторан на 48 пассажиров»
Посмотрите, какие приятные глазу цвета! Нет привычных «оверхед локеров» (объемных багажных полок), а иллюминаторы довольно внушительного диаметра. За счет этого создается ощущение большого пространства. Самолет находится в процессе реставрации (ура!) и по нему проводится микро-экскурсия волонтерами Подмосковья.
А вот фото Туполева в этом же салоне.
Туалетные комнаты – тоже повергли в шок) Во-первых, они разделены на мужскую и женскую. Во-вторых, обратите внимание сколько там места по сравнению с современными самолетами! Танцевать можно)) Есть полноценный «предбанник» с довольно большим зеркалом (в котором я не могла не отразиться) и двумя большими раковинами. Можно нормально открыть горячую и холодную воду. Никакой идиотской системы «нажал, еще раз нажал и еще раз нажал».
А о женщинах вообще особенно позаботились – посмотрите, какую идеальную систему зеркал установили (на фото слева). Это невероятно. Можно осмотреть прическу со всех сторон. Эхх, как этого не хватает(( А еще там есть большие иллюминаторы на потолке!
Мужская туалетная комната на фото справа. Таких зеркал уже нет) Все фото можно увеличить.
Этот самолет проектировался как двухпалубный, но на нижнюю палубу посетителей пока не пускают, так как она в процессе реставрации. Там находится кухня, комната отдыха экипажа и багажное отделение. На самолете, кстати, был свой повар! Ну, по крайней мере до первой половины 60х годов, как пишут))
В святая святых – кабину пилотов тоже пока попасть невозможно((( А это, естественно, самое интересное место на самолете для меня.
Ниже на фото слева - кнопка вызова бортпроводницы. Вот мне кажется, что на этикетке бутылки отчетливо видно мужское лицо! Прям нос, рот и одна бровь точно) Или это две птицы?)) Фотографии можно увеличить.
Тем временем я вышла из Ту-114 под большим впечатлением и направилась во вторую очередь - к Ил-76М. Вот там я уже стояла минут 40! У меня даже лицо успело обгореть на солнце)) Запускали тоже человек по 25, но не выходили они очень долго! У женщины за моей спиной сдали нервы, и она в сердцах воскликнула: "Что там можно делать столько времени??". Вот действительно, что?)) Я знала как выглядит Ил изнутри - там, по сути, один большой отсек и всё. Потом уже мы поняли почему ☺
Ил-76 - это основной тяжелый военно-транспортный самолет для перевозки крупногабаритных грузов и личного состава министерства обороны РФ. Кроме того, он используется для тушения/локализации пожаров, как аэромобильный госпиталь, как самолет-заправщик, самолет дальнего радиолокационного обнаружения, как воздушный командный пункт и место для тренировки космонавтов. Этот самолет невероятно универсален! Для приземления ему не обязательна ВПП - он может садиться на грунт.
Самолет разрабатывался в конце 60х годов, серийное производство началось в первой половине 70х и его продолжают производить до сих пор! Но только более современные версии, конечно.
Разные важные инструкции по правильному размещению и креплений грузов. Любое смещение грузов в полете может привести к катастрофе.
А вот и грузовой люк. Там 3 створки: верхняя, которая открывается наверх и две боковые лепесткового типа. Они открываются наружу. А вы знаете, что это за лесенка, ведущая наверх? Она ведет в герметичную кабину стрелка! Да, у него там своя небольшая кабинка, но туда нас уже не пустили)
На день открытых дверей внутрь самолетов пускают только до 16:00! Не знаю почему, но вот так вот. Так что к Як-42 я уже бежала бегом. На часах было 15:40 и я подумала, что как раз времени хватит. Тем более, что этот самолет был недалеко и там стояла совсем маленькая очередь. Подхожу, а дядечка смотритель говорит: "Всё, больше не пускаем". Я разочарованно говорю: "Как же так?? Ещё же 20 минут до закрытия". А он обосновал тем, что пока группа зайдет, пока посидит в самолете, пока выйдет...Какая-то женщина, стоящая последней в очереди, обернулась и говорит: "Да ладно вам, пропустите ее тоже". Дядечка расплылся в улыбке и ответил: "Ну лааадно" :-D Спасибо им большое! После меня тоже подошли люди, но их уже развернули обратно. Мне вообще очень повезло - мало того, что разрешили присоединиться к группе, так я еще и ждала всего 2 минуты с остальными. Нас практически сразу запустили в самолет)
Як-42 разрабатывался в первой половине 70х годов как замена устаревающим Ту-134 и Ил-18. Из интересных фактов можно упомянуть то, что у этого самолета нет реверса тяги! У него довольно низкая скорость посадки (около 200 км/ч), и поэтому аэродинамических средств тормозов шасси вполне достаточно для остановки. Реверс сделали только на нескольких прототипах. Тот, что в этом музее - как раз с реверсом и он прилетел в музей сам в далеком 1981 году) Ну, точнее с пилотом :-D
У самолета, кстати, имеется свой собственный бортовой трап. Наземный не нужен вообще!
Вот так выглядит кабина пилотов Як-42. Она не просто маленькая - она крошечная! Я буквально протискивалась на место первого пилота. Между прочим, на экспортных Як-42 впервые за всю практику советского самолетостроения как раз и реализовали двухместную кабину пассажирского самолета. Да, раньше же обязательно должен был быть штурман и бортинженер. А тут, при разработке Як-42 настолько качественно поработали над компоновкой приборных панелей, что с ними прекрасно могли управиться два пилота.
Еще в 2019 году кабина вся была раздолбана - все приборы выдраны "с мясом". И вот как здорово волонтеры смогли привести ее в приличный вид! Очень приятно смотреть. Красота!
Обратите внимание на вентиляторы) Лопасти резиновые, чтобы случайно не пораниться. И да, все надписи по-русски. Насколько же непривычно все это выглядит после боингов и эйрбасов.
✈️ Ну что, я очень довольна, что побывала в таких, можно сказать, раритетах) Особенно, конечно, впечатлил Ту-114. Наш, советский самолет из наших же комплектующих. Целая ушедшая эпоха! Но у меня гештальт не совсем завершен, так как я очень и очень хочу побывать на нереальном Ту-144! Его тоже восстанавливают, но попасть внутрь, насколько я поняла, можно только РАЗ в год на день ВВС. И то не факт. Что ж, подождем) ✈️