Москва, 2024

Музей истории гулага

Центр изучения, осмысления и открытого обсуждения истории массовых репрессий в СССР
Атмосферное, мрачное, но очень впечатляющее место, которое советую к посещению не только тем, у кого есть репрессированные родственники
Я тут на новогодних праздниках решила сходить в какой-нибудь новый для себя музей, полезла в "закрома" со списками самых интересных и вдруг вспомнила, что когда-то хотела посетить место, рассказывающее об истории ГУЛАГа. Вообще, тема эта мне весьма интересна как в целом, так и ещё потому, что и меня есть один (?) репрессированный родственник.


Я зашла предварительно почитать отзывы и увидела, что многие сошлись во мнении, что это достаточно тяжёлый для посещения музей, плюс, наверное, один из самых мрачных в Москве. Причём как в прямом смысле этого слова, так и в переносном. Мне ещё запомнилась почему-то фраза одного посетителя, который написал: "...на первом этаже есть кафе, вы там перекусить можете, если, конечно, у вас после осмотра аппетит будет...".
Я фразу запомнила, но в начале не придала ей значения, а зря. Аппетит реально отшибает.


Ну, в общем, думала я думала, пойти на новогодних или позже, потому как всё-таки атмосфера такая, что люди стремятся к "щелкунчикам" и разного рода праздничным шоу, а вот тема ГУЛАГа не вписывается туда вообще никак, мягко говоря. Но я, тем не менее, поехала, наивно полагая, что народу будет мало.


Как же я ошибалась! Я, мягко говоря, очень сильно удивилась, когда мне даже в гардеробе пришлось отстоять мини-очередь! Второй момент: если кому-то кажется, что тема политических репрессий занудно-историческая и исключительно для бабушек/дедушек, то вы удивитесь, что возраст посетителей варьировался от 16 до 40 лет примерно. Причём явно было заметно, что люди пришли не случайно, а именно целенаправленно. А вот бабушек с дедушками там как раз не было вообще.


Что же посмотреть в этом музее? Прежде всего, там можно ознакомиться с рассекреченными материалами государственных и семейных архивов (а это реально интересно!), плюс послушать воспоминания участников событий и увидеть их личные вещи, а также разнообразные предметы, найденные на местах расположения лагерей. Для меня эти вещи всегда наиболее интересны.


Постоянная экспозиция музея показывает этапы формирования карательной системы в 1918–1956 гг. и её влияние на судьбы людей, а временные выставки позволяют погрузиться в отдельные эпизоды истории и всесторонне рассмотреть феномен массовых репрессий.


Например, временная выставка, включающая в себя инсталляцию "6609" от Лены Лисицы, которая провела совместную арт-резиденцию с художниками, работающими с темой коллективной памяти - это реально жесть. В хорошем смысле этого слова! Жесть звуковая. С инсталляцией я ознакомилась в конце экспозиции, поэтому про неё тоже будет в конце статьи.


В самом музее, кстати, в конце осмотра вы можете получить справку о своих репрессированных родственниках, если таковые имеются. А учитывая, какое безумное число репрессированных было вообще, нас таких наберётся очень много. Или же изучите инструкцию как это сделать самостоятельно. Подробнее - тоже в конце статьи.









Так, ну заходим внутрь. И да, теперь становится понятно и очень сильно ощутимо почему этот музей называют мрачным. Там довольно темно. Подсветки минимум. И просто невероятно сложно передать, что за ощущение возникает...вообще я бы сказала, что если бы не куча людей повсюду, то что-то сродни нахождению ночью на кладбище.


Сами залы довольно маленькие + слабое освещение + тематика массовых репрессий. В музее настолько круто продумана экспозиция и её размещение, что вас с самого начала и до конца будет держать чувство какой-то безысходности и давления со всех сторон. Это очень круто! То есть атмосфера, на мой взгляд, передана идеально. Люди в отзывах писали, что вообще многие плакали, а кому-то плохо становилось. У каждого, естественно, своё переживание этой темы. Что касается меня, то у меня к концу осмотра начала трещать голова и мне спешно пришлось "вводить себе дозу сладкого кофе".


Сразу отмечу, что пересказывать здесь историю возникновения ГУЛАГа я не собираюсь - цель не в этом. Я просто сделаю небольшой обзор экспозиции музея с небольшими комментариями, а вы сами сделаете вывод стоит ли туда сходить. Но "да-да, точно стоит!"))))


Итак, первый зал, куда вы сразу попадаете, встречает многообразием дверей. И уже можно примерно догадаться от каких они объектов. Все экспонаты, безусловно, подписаны, но я бы порекомендовала взять аудиогид, если вы хотите получить более расширенную информацию.
Я ещё к началу обзорной экскурсии успела (их нужно заказывать только заранее - на месте не получится); у меня уже был аудиогид, но мне же мало :-D Я обычно экскурсии не заказываю (очень зря), а просто внаглую стою слушаю рядом))


Так что я в итоге и аудиогид слушала, и экскурсовода :-D Но потом увидела, что экскурсия слишком скоростная оказалась, мне это не понравилось (жаждала поподробнее), и я решила забить на это дело))


Итак, ниже на фото дверь номер 2, которая когда-то запирала одну из камер барака усиленного режима в Воркуте (лагерное отделение 66 "инвалидное" 1940-е годы).


Барак усиленного режима, или сокращённо БУР - это "каменное здание с решетками, тяжелыми дверями с засовами и парашей в камере". Одновременно в БУРе находилось до 40 человек, осуждённых за тяжкие уголовные преступления, такие как убийства, бандитизм, разбой. На работу в и без того суровых условиях тундры их водили в кандалах.
А это дверь из следственного изолятора №1 города Сусуман в Магаданской области (конец 1950-х).
"...в полутемных коридорах видны были металлические двери камер. Даже после переполненных лагерных бараков привезенные сюда заходились в кашле и задыхались. Спертый, прогорклый, едкий воздух был настоян на хлорной извести..." - вспоминал следственную тюрьму в посёлке Сусуман Вадим Туманов, проведший в колымских лагерях восемь лет.
Смотровое отверстие на этой же двери, но со стороны заключённого.

Дверь камеры №5 штрафного изолятора лагпункта "Восточный" Чаунского ИТЛ Дальстроя (ИТЛ - исправительно-трудовой лагерь). Чаунский ИТЛ был основан для разработки месторождений урана. Тяжелый труд заключенных в экстремальных климатических условиях Чукотки осложнялся радиоактивным излучением.


За нарушение лагерного режима, отказ от работы или попытку побега заключённых отправляли в штрафной изолятор, который они называли тюрьмой. "Она стояла в центре долины, довольно далеко от лагеря, окруженная своей зоной и вышками...И лагерь по сравнению с этой тюрьмой теперь казался раем" (из воспоминаний В.Ю.Янковского).

Дверь из посёлка Тугач в Красноярском крае (конец 1930-х - конец 1950-х годов). Этот посёлок находился на территории Красноярского лагеря Краслага. В 1942 году туда пригнали около 5000 трудмобилизованных немцев Поволжья, уже сосланных в начале войны в Сибирь и Казахстан.


"Весной, когда стала появляться трава, её ели, не разбираясь, из-за чего у людей болели желудки, они попадали в стационар и умирали. Хоронили ночью, без гробов, только в ночном белье или голыми в общей могиле", - вспоминал весну 1943 года в Краслаге один из трудмобилизованных Бруно Шульмейстер.
Первый зал с дверями просто потрясающий. Пока по нему ходишь, ощущение такое, что ты реально в тюрьме.
Дверь входная от помещения управления треста "Мосодежда". Дом, где находился этот трест, строил Александр Солженицын, будучи заключенным лагпункта №15 на Калужской площади.
Дверь из городской тюрьмы города Томь (середина XX века).
Дверь камеры Бутырской тюрьмы (вторая половина XX века).
А вот и постановление совета народных комиссаров "О красном терроре" от 5 сентября 1918 года. Вообще первые лагеря появились уже летом 1918 года в ходе Гражданской войны. А после её завершения появились новые лагеря особого назначения, подчинённые непосредственно ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР).


Обратите внимание, что постановление написано дореволюционным языком. Буквы "и десятеричное" и "ять" пока ещё на месте.
Очень интересно порассматривать рисунки экспозиции. Жаль, что их совсем немного. Конкретно эти сделаны воспитанницей школы Л.М.Арманд. Рисунок слева называется "Страх", а справа - "Душа воды".


Сама Л.М.Арманд была арестована в 1924 году и выслана на Урал по обвинению в «антисоветской агитации и распространении ложных слухов».
Фрагмент ограждения одного из отделений Соловецкого лагеря особого назначения. С 1929 года - Соловецкий ИТЛ ОГПУ. Про Соловки же все слышали, верно? Вот бараки там сохранились и можно всё это осмотреть! Меня, конечно же, раздирает любопытство.
А вот вашему вниманию представлена книга, которую написал Созерко Мальсагов. Если вкратце, то это был офицер Русской императорской армии, белогвардеец-деникинец ингушского происхождения, который умудрился сбежать из Соловецкого лагеря и написать о нём книгу!


В 1925, в общем-то, сразу после побега начал писать книгу "Адский остров", которая была опубликована в Англии в 1926 году. Один из экземпляров вы можете увидеть сами. Но открыта она на довольно скучном развороте...(фото можно увеличить).


Обратите внимание на уровень образованности человека. То есть вот просто сел и написал книгу на английском))
Портрет некоего П.К.Казаринова (расстрелян в 1937 году), сделанный в пересыльной тюрьме сокамерником, художником-импрессионистом А.В.Вощакиным.
На этой витрине представлены объекты с места расположения Соловецкого лагеря особого назначения (1923-1933. С 1929 - Соловецкий ИТЛ ОГПУ).
  1. Вот так выглядело разрешение на разовое свидание, выданное ОГПУ.
  2. Пуля и гильза от браунинга, найденные на месте расстрельной ямы №29 на Секирной горе.
  3. Пломбы контрольные.
  4. Кирпич, изготовленный на соловецком кирпичном заводе.
  5. Половник из столовой Соловецкого лагеря особого назначения.
  6. Расчётные квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом 5 рублей (да, в "Соловках" была своя внутренняя валюта).
А это письмо заключенного Л.Лукомского председателю СНК СССР В.М.Молотову по поручению 12 специалистов, осужденных за "вредительство", с просьбой о возвращении им прав и свободы. Но это, естественно, никак не помогло.
Рассекреченное постановление совета народных комиссаров СССР "об использовании труда уголовно-заключенных". Можете увидеть этот список...мой дедушка, например, отбывал срок на одном из самых адских направлений - на Колыме. Просто потому, что неудачно пошутил.
Далее следует зал, посвящённый строительству Беломорско-Балтийского канала. Вот он как раз строился с 1931 по 1933 год заключёнными Белбалтлага. Построен в рекордные сроки, погибло 12.374 человек. Это ПРИМЕРНАЯ цифра, так как в строительстве также участвовали спецпоселенцы (раскулаченные). Их вообще никто не считал.
И снова кое-какие вещи: например, удостоверение, выданное сотруднику ОГПУ в должности заместителя полномочного представителя ОГПУ по Уралу Е.А.Тучкову от 2.09.1932г. У меня прям стойкое ощущение, что вид у него на фотке очень-очень тревожный. Может быть уже успел где-то накосячить.

Билет, выданный В.П.Воропаеву для входа в здание ВЧК (1.08.1919г.)

Чернильный прибор (1933г.)

Самодельный дырокол (лагерный пункт "Кинжал", конец 1940х-начало 1950х)

Сверху печать Свирлага (1931-1937г.), а ниже печать управления исправительно-трудовых лагерей и колоний УМВД по Куйбышевской области (конец 1930х-1950е)

Ну тут всё понятно...звание почётного чекиста с приветом от Берии о_О (1931г.)

Личные вещи репрессированного С.И.Филиппова, умершего в 1942 от истощения на лесозаготовках.

А это полотенце-рушник, вышитое его женой.

Так...ну вот это одна из самых мрачных витрин, так как здесь представлены вещи, найденные при раскопках захоронений жертв "Большого террора" в п. Дубовка Воронежской обл.
А в этом зале на полу находятся 700.000 гильз от патронов, символизирующих количество людей, расстрелянных с 1937 по 1938 год. Этот период называется временем "Большого террора". Ощущение в нём тоже ОЧЕНЬ неприятное, потому что, по сути, это некое символичное помещение, где по тем временам "ставили к стенке". Не удивлюсь, если здесь даже расстояние от палачей до жертв чётко передано.
Ещё раз, эти гильзы символизируют количество расстрелянных за ОДИН год.
B этом же помещении, но с другой стороны развешаны все страницы рассекреченного знаменитого оперативного приказа №00447 от 30го июля 1937г. Очень советую его почитать. Все фото можно увеличить.


Там, по сути, указана "норма", то есть количество человек для каждого региона, которых необходимо расстрелять!


Кстати, а фамилия Микоян у вас с чем ассоциируется? Может быть с мясокомбинатом? Мне в школе всегда казалось, что раз в честь него назвали мясокомбинат, то Микоян был кем-то вроде главного советского заготовителя мяса/мясника. Я даже не представляла, насколько была близка к истине! Почитайте последний документ.
Рисунок неизвестного художника, оправленный репрессированным В.Б.Вагнером из лагеря своей жене Паулине в день ее рождения (6.12.1936г.)
А это личные вещи того самого В.Б.Вагнера и его портрет, присланный родным из лагеря (1936г.)
И снова предметы, найденные в местах лагерных захоронений:
  1. Проволока с ноги умершего заключенного, на которую крепилась табличка со сведениями о заключенном (Западный ИТД Дальстроя, конец 1940х-1950е).
  2. Табличка, содержащая сведения об умершем заключенном каторжного отделения А.И.Гук. Крепилась проволокой на ногу (Колыма, 1946г.).
  3. Таблички, найденные на территории кладбища рудника "Бутугычаг" (Тенькинский ИТЛ Дальстроя, середина XIXв.).
Табличка со сведениями об умершем заключенном поближе.
Личные вещи репрессированного А.Т.Сухомлинова.
А вот этот зал уже посвящен Колыме и предметам, найденным на месте бывших лагерей. "С отбыванием срока на Колыме" - это был смертный приговор, синоним умерщвления, медленного или быстрого в зависимости от вкуса местного начальника прииска, рудника, ОЛПа".


Одно только слово "Колыма" уже ассоциируется в сознании с заточением, адски тяжелыми работами и многочисленными смертями. По сути, это географическое название уже стало синонимом всей системы ГУЛАГа.


Этот музей с 2014 года организует различные экспедиции в наиболее доступные лагерные объекты на Колыме: "Бутугычаг" и "Днепровский". Причём последний планируют укрепить, законсервировать и сделать музей! Вот, где реально интересно побывать!!!


А пока предлагаю ознакомиться с вещами, найденными на месте лагерей. Как гласит аудиогид, вещи были привезены из уранового рудника и тщательно проверены дозиметрами перед размещением в музее. Наверху большой экран, на котором показывают видео из экспедиций. Очень интересно, кстати.
Самодельные ботинки. Точнее то, что от них осталось.
Смотрите, кто-то нацарапал самолёт на дне кастрюльки и загадочные буквы О. И. Я. Стрелка от "Я" тянется к "О". Вполне может быть, что это или имена, или названия населённых пунктов (???).
"Кошки"! Те самые "кошки", которые используют монтеры для того, чтобы что-нибудь починить или установить какое-либо оборудование. Хотя вообще на самом деле эта штука правильно называется "когти монтёрские". Используются они до сих пор, но выглядят, естественно, более современно и удобно.
Инструмент для бурения горных пород и образец породы справа.
А это...это, естественно, не для заключённых, а для администрации лагеря. Найденные бутылки из-под алкоголя и духов.
Банки из-под американских консервов, поставляющихся во время войны по ленд-лизу. Они, естественно, тоже для администрации.
Старый фонарь, весы...скалка...она своего изначального вида так и не поменяла))
А это крышка когда-то закрывала ящик, в котором хранились "катушки" с фильмами.

Самодельный сварочный аппарат.

Дальше идет зал с фотографиями лагерей. Мне он тоже понравился - очень атмосферно.
Вообще весьма интересный момент: я до похода в этот музей никак не могла запомнить в каком году умер Сталин и всё время спрашивала у маман когда это произошло (во время обсуждения чего-нибудь исторического). Ну вот не могу запомнить, хоть ты тресни. И что вы думаете??? Это называется "то пусто, то густо" (именно в таком порядке). Я теперь чётко помню не только год, но и дату, и месяц, и даже точное время! :-D Это вообще жесть, конечно)))


Дело в том, что в этом стилизованном проходе с арматурой есть датчик, переступив который, вы включаете запись обращения к советскому народу, возвещающую о кончине вождя. Причём я её несколько раз успела послушать, так как смотрела экспонаты поблизости, а запись всё время кто-то запускал))) Да и вообще, смерть Сталина запоминается проще простого, так как там одинаковые цифры: 5.03.1953г.
Вот это меня очень впечатлило: перед вами самодельные лагерные чемоданы, с которыми бывшие заключённые возвращались домой (1930-1950е).
На этом стенде представлены предметы, изготовленные заключёнными для своих детей, оставшихся на воле.
Предметы, принадлежавшие К.Г.Ярышевой и её дочери Ирине, находившейся вместе с матерью в местах заключения.
Игрушка самодельная. Мне сразу сначала показалось, что это трактор "Сталинец". Очень уж похож. Но подписано, что это просто бульдозер.
Детские тапочки и чулочки, которые носила С.Кнорина-Турчина в тюрьме (конец 1930х-начало 1940х).
Модель легкого бронеавтомобиля РККА. Очень классно сделан, кстати! (1940-1950е).
Вот сразу понятно что это? У меня почему-то первая мысль была, что это часть от какой-нибудь самодельной печки, а оказалось, что самодельный угловой фонарь. Он, кстати, привезён с колымского рудника "Бутугычаг" (1940е).
Самодельная вешалка выглядит довольно надёжно, кстати.
Люди, умевшие вышивать или мастерить разнообразные искусные вещи, особенно ценились в лагерях, так как могли создать что-нибудь красивое для лагерного начальства.
Ну вот мой краткий обзор экспозиции и завершился. Понятное дело, что это не всё, так как я фотографировала наиболее интересные для себя экспонаты. Впечатление мощное, так как, повторюсь, дизайнеры музея постарались на славу. Эффект погружения в атмосферу действительно есть. Я больше скажу: похожих эмоций от посещения музеев я никогда не испытывала!


Это место прям настоятельно рекомендую к посещению всем, кто интересуется историей нашей страны! А если у вас есть репрессированные родственники и вы хотите узнать о них больше информации, тоже приходите. В самом конце осмотра вы попадаете в небольшой зал, где человек посмотрит по базе вашего родственника и предоставит о нём информацию.


Там тоже мини-очередь образовалась. Людям действительно интересна участь их репрессированных родственников. За мной, например, заняла очередь студентка лет 17и, которая сказала, что у неё очень много репрессированных в роду. Она не поленилась и пришла узнать. Прям уважаю.


Если родственника в базе нет, то можно взять буклет с подробной инструкцией. Он так и называется: "Как искать информацию о репрессированных родственниках". Там настолько подробно всё расписано, что сразу без проблем можно садиться и искать/отправлять запросы. Я вот в процессе как раз.


Ниже прикрепляю электронную версию этого буклета:
А я, тем временем, выпила кофе и повернула в холле не к выходу, а в противоположную дверь, которая ведёт во внутренний двор. Там расположен Сад Памяти и стоит лагерная вышка дозорного. В темноте она выглядит весьма зловеще.
Ну и напоследок. Это прям мощный финальный штрих. Посмотрите на фото ниже. Вот что там, казалось бы, особенного? На первый взгляд ничего. Очень жаль, что фото не передаёт ни ощущений, ни звуков.


Захожу я внутрь, а на улице рядом никого вообще. Причём музей находится на довольно тихой улице с минимальным движением. Короче, захожу внутрь и вижу колокольчики под потолком.


Инсталляция называется "6609" - по количеству жертв репрессий на территории бывшего спецобъекта НКВД СССР «Коммунарка». У меня "Коммунарка" раньше только с больницей ассоциировалась. А там, оказывается, массовое захоронение!!!


Но дело не просто в колокольчиках. Когда зашла внутрь, думаю: "Откуда такой ужасный гул....????". Это вообще не передать словами. Если бы я просто сказала, что он похож на завывание ветра в трубе, то это не совсем так. А может и совсем не так. Это именно очень низкий, отвратительный, вызывающий какую-то тревогу и панику гул, что я смогла пробыть там не больше полутора минут! Я быстро сделала пару фоток и поспешила унести оттуда ноги!


Автор инсталляции добилась того, чего хотела! И этот финальный штрих с адским гулом стал просто идеальным завершением посещения этого музея! Инсталляцию, к сожалению, уже убрали. Она была до 8го января.


Но там уже готовят открытие другой инсталляции художника Алексея Старкова "Эффект Лазаря" с 19 января. И указано, что она рассчитана на аудиальное и тактильное восприятие! Попробуют передать звуки перед предстоящим арестом или расстрелом. То есть будет, скорее всего, что-то похожее! Я прям думаю, что нужно обязательно зайти, но тоже чтобы темно уже было. В этот павильон можно попасть с улицы - не обязательно проходить через музей.

Это реально стрёмно! Жуть жуткая!

Если вам хотелось бы получить ещё больше информации по теме, то рядом с кассой музея можно купить литературу по тематике ГУЛАГа. Я выбрала для себя два таких атласа, так как они показались мне самыми интересными. Там и текст, и фотографии, и карты, и сканы документов. Идеально!
Фотографии фотографиями, но атмосферу музея они не передают, поэтому советую сходить и посмотреть всё самостоятельно!
Музей истории ГУЛАГа в Москве

метро Достоевская, Цветной бульвар, Новослободская
Пн - выходной
Вт — Вс 12:00 — 21:00
Входной билет 400р. (льготный - 200р.)
Каждый вторник на третьей неделе месяца вход в музей бесплатный.
Каждую последнюю пятницу месяца музей закрыт.

Автор статьи: Олеся Липина
Преподаватель английского языка, методист языковых программ, педагог-психолог, практический психолог, арт-терапевт
Made on
Tilda